(Хмелевский (Хмелевской) Дмитрий Евгеньевич; 26.09. 1923, Смоленск - 10.12.1993, Саратов), архиеп. Саратовский и Вольский. Его отец, Евгений Михайлович Хмелевской, из бывш. дворян, служил юрисконсультом, мать, Мария Евгеньевна, работала медсестрой. Благодаря матери получил в семье правосл. воспитание. В 1941 г. окончил 9-й класс смоленской средней школы № 26 им. А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны остался с семьей в оккупированном нем. войсками Смоленске. До конца жизни хранил небольшую икону свт. Николая Чудотворца, которая, по словам П., трижды спасала его от неминуемой гибели в тяжелые военные годы, когда он с семьей терпел голод и лишения. Недостаточное питание в детстве долго сказывалось на его здоровье. Осенью 1942 г. родители умерли от голодного истощения и болезней. Дмитрия приютила семья духовного отца - митрофорного прот. Иоанна Андреевича Голуба. Дмитрий служил иподиаконом в смоленском Успенском кафедральном соборе и учился в городской 2-классной учительской семинарии, к-рую окончил в 1943 г. Стремясь посвятить себя служению Церкви, Дмитрий избрал пастырско-иноческий путь жизни. 5 окт. 1943 г. указом Минского и Белорусского митр. Пантелеимона (Рожновского) и с благословения своего духовника был направлен на послушание в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Был сельскохозяйственным рабочим и кладовщиком. 16 февр. 1944 г. наместником мон-ря игум. Боголепом (Анцухом; впосл. архиепископ) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Пимена Великого. После принятия монашества сменил в документах гражданское имя. Исполнял в монастыре обязанности ризничего, келаря, секретаря канцелярии и уставщика.
27 окт. 1944 г. Минским и Белорусским архиеп. Василием (Ратмировым) рукоположен во диакона. С июня 1946 г., согласно определению архиеп. Василия, посещал в качестве вольнослушателя пастырско-богословские курсы при Жировицком мон-ре (в сент. 1947 преобразованы в Минскую ДС), постоянным слушателем к-рых он был зачислен во 2-й класс в марте 1947 г. 20 мая 1949 г. Минским и Белорусским архиеп. Питиримом (Свиридовым; впосл. митрополит) рукоположен во иерея с награждением набедренником. В июле 1949 г. окончил Минскую ДС первым учеником и был направлен в МДА. Во время обучения в академии служил священником храма в закрытом тогда Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре, а во время каникул - в Иульевской (в 1951) и Андреевской (в 1952) церквах г. Борисова Минской обл. С 18 сент. 1951 по 1953 г. П. был благочинным академического и семинарского духовенства. Окончил МДА весной 1953 г. со степенью канд. богословия за соч. «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с вопросом о его нравственном совершенстве», заняв 2-е место в разрядном списке. Был оставлен в МДА профессорским стипендиатом на кафедре нравственного богословия. С 1953 по 1955 г. П. служил священником крестовой Патриаршей ц. в Москве, архивариусом Московской Патриархии и с 1 авг. 1953 г. преподавал катихизис в Московской ДС.
В пасхальную ночь, 17 апр. 1955 г., патриархом Алексием I (Симанским) возведен в сан игумена. Определением Синода от 3 мая того же года откомандирован для работы в Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) в должности члена миссии при исполняющем обязанности начальника миссии прот. Михаиле Зёрнове (впосл. архиеп. Киприан (Зёрнов)). С нояб. 1955 г., после отъезда прот. Михаила Зёрнова в СССР, П. фактически стал замещать его в качестве руководителя миссии. Решением Синода РПЦ от 20 февр. 1956 г. П. был назначен начальником РДМ с возведением в сан архимандрита. Членом миссии при нем был назначен иером. Никодим (Ротов; впосл. митрополит). 27 марта 1956 г. в миссии, в домовом храме во имя мц. царицы Александры Римской, П. был возведен Тивериадским архиеп. Венедиктом (Пападопулосом; впосл. патриарх Иерусалимский и всея Палестины Венедикт I) в сан архимандрита с возложением на него креста с украшениями, митры и вручением жезла, согласно положению о начальнике РДМ.
Служение П. в Иерусалиме проходило в сложных экономических и политических условиях, связанных с арабо-израильским конфликтом и попытками местных властей захватить здания и земельные участки миссии (так, правительством Израиля была экспроприирована часть земли Горненского женского мон-ря). В сент. 1956 г. П. получил отпуск и выехал на родину. В связи с Суэцким кризисом и участием Израиля в военной интервенции против Египта в окт.-нояб. 1956 г. П. смог вернуться к руководству РДМ только 2 янв. 1957 г. 18-20 янв. того же года он совершил поездку в Иорданию, в ходе к-рой нанес визит в Иерусалимскую Патриархию, оказал материальную поддержку игум. Серафиму (Кузнецову; 1875-1959) и рус. монахиням и др. сторонникам Московской Патриархии, жившим в большой бедности. 1-5 марта 1957 г. П. вновь побывал в Иордании для участия в интронизации патриарха Иерусалимского Венедикта. П. стал первым после 1914 г. священником из России, посетившим Саввы Освященного Лавру. Незадолго до отъезда из Иордании состоялось его знакомство с митр. Гор Ливанских Илией (Карамом).
При П. пополнился состав насельниц Горненского монастыря: 9 авг. 1955 г. туда прибыла 1-я группа монахинь из СССР в составе 7 чел., 12 июня 1956 г.- еще 6 инокинь. Произошло изменение и в руководстве мон-рем. Указом патриарха Алексия I от 25 февр. 1956 г. настоятельницей Горненского мон-ря была назначена проживавшая при миссии игум. Михаила (Корчагина), 8 марта она вступила в должность. В докладе патриарху Алексию I П. ходатайствовал о включении дней памяти св. Тавифы Иоппийской в офиц. издание календаря Московской Патриархии. По рассмотрении этого вопроса имя св. Тавифы было внесено в церковный календарь. Помимо управления РДМ П., согласно доверенности, выданной Румынским патриархом Юстинианом (Мариной), являлся управляющим румын. церковным имуществом в Палестине. Во исполнение этих полномочий, насколько позволяло время, он занимался вопросом об оформлении румын. участков в Израиле и в кон. лета 1956 г. направил соответствующий доклад на имя патриарха Юстиниана. Также РДМ оказывала ежемесячную материальную помощь араб. правосл. школе в Хайфе. При П. были начаты контакты миссии со Шведским теологическим ин-том в Иерусалиме.
Спустя год после назначения в миссию П. из-за ухудшения здоровья по причине неподходящего ему климата (обострение хронической болезни сердца, возникшее на почве ревматизма) попросил об освобождении его от исполнения обязанностей на Св. земле. В это время тяжело заболел прот. И. Голуб (служивший тогда настоятелем Андреевской ц. г. Борисова Минской обл.), и П. решил выехать на родину. 27 июля 1957 г. П. совершил погребение своего приемного отца в Борисове. 4 сент. того же года патриарх Алексий I сообщил П. о решении освободить его от должности начальника РДМ и перевести помощником наместника Троице-Сергиевой лавры - архим. Пимена (Извекова; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Определением Синода РПЦ от 25 сент. 1957 г. П. был освобожден от должности начальника РДМ и откомандирован в распоряжение патриарха Алексия I. С сент. 1957 г. преподавал литургику в МДА, но через 2 месяца попросил освободить его от преподавательской деятельности. 12 нояб. 1957 г. указом патриарха Алексия I назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.
Во время настоятельства П. под его руководством в лавре был выполнен большой объем реставрационно-хозяйственных работ, в частности, в 1958 г. восстановлена в первоначальных формах и расписана сень над фонтаном, в 1960 г. звонница и позакомарное покрытие, в митрополичьих покоях произведен капитальный ремонт внутренних помещений нижнего этажа, в 1961 г. специальным раствором был промыт купол на Троицком соборе; в здании собора устроена металлическая решетка перед солеей и иконостасом, отлиты из меди и установлены на свои места овальные доски с текстом на обелиске; в 1963 г. выполнен ряд капитальных реставрационных работ по восстановлению первоначального вида Никоновского храма; в 1964 г. в Духовской ц. произведена полная реставрация всей колокольни. Было налажено горячее водоснабжение лавры и академии. С осени 1958 г. П. добивался установки в лавре автоматической телефонной станции на 100 номеров с подключением 52 телефонных аппаратов и реконструкции существовавшей воздушно-столбовой телефонной связи с заменой ее на кабельную сеть, однако ему не пошли навстречу.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 20 авг. 1956 г. № 577 о передаче комплекса зданий Троице-Сергиевой лавры Московской Патриархии, на протяжении лет, когда наместником служил П., происходило переселение жильцов из передаваемых лавре помещений в новые городские дома. Московская Патриархия взяла на себя строительство 4-этажных корпусов в Загорске (с 1991 Сергиев Посад). Строительство последнего, пятого, корпуса было окончено в июле 1962 г., но оказалось, что постановление правительства не выполнено, т. к. вслед. неправильного распределения Горсоветом жилплощади неск. семейств остались в лавре, а ряд зданий и сооружений не передали Патриархии. Только со временем все назначенные к выселению жильцы покинули здания монастырского комплекса.
15 нояб. 1959 г. патриарх Алексий I благословил введение в действие Устава лавры, составленного П. и одобренного 6 нояб. Духовным собором лавры. По свидетельству протодиак. Сергия Голубцова, за основу был взят Устав, составленный архим. Пименом (Извековым), к-рый был переработан и дополнен большим рядом пунктов, выработанных П.- в 104 параграфах почти на 30 страницах подробно излагаются принципиальные и практические стороны монашеской жизни. Этот устав действовал до 10 нояб. 1999 г. В 1963 г. П. также переработал чин монашеской исповеди, приспособив его к новому времени. П. часто общался с Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым), по ходатайству П. еп. Афанасий 7 марта 1959 г. отслужил в лавре Божественную литургию. П. неск. раз навещал владыку в его доме в пос. Петушки Владимирской обл., привозил ему деньги на лечение, переписывался с ним (сохр. 24 письма П.). 15 дек. 1959 г. П. по личной просьбе А. М. Флоренской, вдовы свящ. П. А. Флоренского, совершил отпевание священноисп. Афанасия. Незадолго до кончины владыка пожертвовал Троице-Сергиевой лавре неск. частиц св. мощей, ковчег для к-рых готовил П. (ныне находится в Трапезной ц. лавры).
П. совмещал настоятельство в лавре с богословско-преподавательскими трудами в академии. В дек. 1957 г. он подал стипендиатский отчет «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова». В нем он отстаивал трихотомические взгляды свт. Феофана Затворника (Говорова). В февр. 1958 г. прочитал пробную лекцию «Благотворное влияние Лавры преподобного Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ». Советом МДА на заседании 19 февр. 1958 г. решено было ходатайствовать перед патриархом о присвоении П. звания доцента. Патриарх Алексий I утвердил его в звании доцента 27 марта 1958 г. В 1957-1959 гг. П. преподавал пастырское богословие в МДА на 1-м, 2-м и 3-м курсах. В сер. 1959 г. состояние здоровья П. ухудшилось, и 3 авг. он просил Совет МДА на год освободить его от преподавания. 20 янв. 1960 г. патриарх Алексий I благословил восстановить в МДА кафедру логики, которую занял П., бывший инициатором ее возобновления. За время служения в лавре П. неоднократно выражалась благодарность за пожертвования в Церковно-археологический кабинет и книг в б-ку МДА. Так, за май-июнь 1958 г. в б-ку МДА из лавры было направлено ок. 9 тыс. экз. книг (дубликатов лаврской б-ки или книг, имеющих сугубо богословский характер). 27 марта 1963 г. П. просил Ученый совет МДА утвердить тему его магистерской диссертации: «Новозаветные образы в русском изобразительном искусстве» (утверждена 3 апр. 1963). Продолжал трудиться над диссертацией до конца жизни, но она так и осталась незавершенной.
Духовные труды П. вполне отражает «Перечень лиц, постриженных Наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) в 1958-1964 годах» в количестве 64 чел. 3 марта 1961 г. П. совершил монашеский постриг прот. Алексия Ридигера (впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II). Духовниками П. были насельники лавры: архим. Петр (Семеновых; 1878-1971), архим. Феодорит (Воробьёв) и архим. Кирилл (Павлов). В 1957 г. в составе братии лавры было 85 чел. Считая необходимым увеличить число насельников мон-ря, П. 18 дек. 1958 г. составил «Перечень штатных должностей братии Троице-Сергиевой Лавры», содержащий 100 самых необходимых должностей, который в тот же день был утвержден резолюцией патриарха Алексия I. Однако это ему не удалось из-за активного сопротивления властей, регулярно отказывавших в прописке предполагаемым насельникам лавры «из соображений борьбы с перенаселенностью в Московской области». С дек. 1958 по авг. 1959 г. органы милиции не прописали в лавре ни одного человека, хотя выбыло из обители за этот период 11 чел. 1 авг. 1959 г. П. написал прошение на имя патриарха с просьбой обратиться к правительственным инстанциям, чтобы те обеспечили более свободную прописку в лавре лиц, в нее поступавших в качестве послушников или переводимых адм. путем. На 1 марта 1960 г. в братии было всего 74 чел., из к-рых 32 - престарелые и инвалиды, требовавшие особого ухода.
В это время гос. власти усилили давление на лаврских послушников и трудников-рабочих. Ужесточался паспортный режим, усилился произвол милиции, партийных и комсомольских органов в отношении паломников: под надуманными предлогами выявляли, выводили из храмов и задерживали верующих, к-рые, по их мнению, вели «пропагандистский» разговор с молившимися. Это происходило в основном после вечерних служб, во время исповеди или пения паломниками тропарей и др. песнопений, когда они устраивались в храме переночевать. П. всегда защищал устои лавры от покушений властей. Так, 19 нояб. 1964 г. он был вызван к председателю горсовета Загорска Л. К. Косенковой, где в присутствии начальника райотдела милиции Н. Г. Попова и начальника паспортного стола А. Е. Политухина ему было предложено прекратить принимать на ночлег богомольцев в храмах лавры. П. ответил на это следующее: «В храмах лавры не устраивается регулярное «ночлежничество», а проводятся довольно редкие ночные богослужения, во время которых некоторые уставшие богомольцы действительно иногда садятся или ложатся. В некоторые же дни особо большого стечения богомольцев храмы открываются на ночь для ночлега в виде особого исключения. Некоторые приезжающие издалека богомольцы остаются на ночь в храмах не по собственному намерению, а потому, что городские гостиницы не могут удовлетворить нужды всех приезжающих в Загорск, а на частных квартирах ночлег богомольцев преследуется органами милиции. Прекратить ночные богослужения и заодно предоставление некоторого отдыха для далеких паломников не представляется возможным, так как это вызовет сильный ропот среди православного населения нашей страны, да и за границей появится нежелательный резонанс в виде зарубежных откликов о якобы отсутствии в СССР религиозной свободы». В нач. июля 1962 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Москве и Московской обл. А. А. Трушин в письмах к председателю совета В. А. Куроедову и в Московский комитет КПСС поддержал требование Загорского горсовета от 27 июня «воздействовать на «распоясавшегося» наместника и за неоднократные продолжающиеся нарушения убрать его из лавры, учитывая то, что вопрос о замене наместника мною перед Советом по делам РПЦ поднимался и раньше…».
Решением Синода РПЦ от 22 дек. 1964 г. П. определено быть епископом Саратовским и Волгоградским. 25 дек. 1964 г. он обратился к патриарху с прошением разрешить ему остаться до лета 1965 г. в числе преподавателей МДА, чтобы довести до конца чтение лекций курса логики. Это П. было позволено сделать. 10 янв. 1965 г. в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении Крутицкого и Коломенского митр. Пимена (Извекова) и Волоколамского еп. Питирима (Нечаева; впосл. митрополит) возглавил хиротонию П. во епископа Саратовского и Волгоградского. С 27 февр. по 30 июля 1968 г. П. также было поручено временное управление Астраханской епархией. За усердное исполнение архипастырских обязанностей 2 сент. 1977 г. патриарх Пимен возвел П. в сан архиепископа.
Саратовская епархия охватывала территорию Саратовской и Волгоградской областей. К нач. 1965 г. в епархии было всего 25 действующих храмов. В 1-й же месяц архиерейства П. Волжской эпидемиологической станцией было вынесено решение «о прекращении эксплуатации» Троицкого и Духосошественского соборов Саратова, но П. успел заранее побывать в Москве и встретиться с председателем Совета по делам религий Куроедовым, в результате соборы не были закрыты (в качестве компромисса архиерей согласился ограничить в храмах целование икон). К кон. 1965 г. в епархии действовали: в Саратовской обл.- 9 храмов и 3 молитвенных дома, в Волгоградской обл.- 12 храмов и 6 молитвенных домов. В клире состояли 42 священника и 13 диаконов. П. ввел в штат волгоградского Казанского собора 3-го штатного священника и в клир саратовского Свято-Троицкого собора - 5-го священника. К 1966 г. число храмов было увеличено до 30 вслед. урегулирования вопроса о регистрации 5 приходов. Кроме того, П. добился разрешения принимать участие в архиерейских службах священников-пенсионеров без регистрации. В 1966 г. стараниями П. был открыт храм в с. Н. Добринка Волгоградской обл., число приходов в епархии достигло 31, и это количество не изменялось до 1988 г.: 21 городской храм и 10 сельских, из них 27 каменных, 4 деревянных, 3 соборных; действующих мон-рей в епархии не было. Во всех храмах епархии за время правления П. на пожертвования верующих церковные советы производили капитальные и текущие ремонты.
Из-за наличия стратегических военных предприятий Саратов был закрытым городом, а в Волгограде всегда было много иностранцев. В Великую пятницу 1967 г. в Волгограде был возобновлен колокольный звон, а разрешение от властей Саратова на колокольный звон в звоннице при кафедральном соборе было получено только в 1978 г.; звон на колокольне собора возобновился лишь в 1988 г. П. сам учил звонаря трезвонить.
Партийная печать, как местная, так и центральная, регулярно выступала с дискредитирующими материалами о жизни епархии. Несмотря на беспрецедентное давление, владыка продолжал уверенно управлять епархией. В отчете Совета по делам религий членам ЦК КПСС за 1974 г. его автор В. Фуров по степени лояльности по отношению к советской власти условно разделил архиереев на 3 группы; П. он отнес к 3-й группе архиереев, наиболее опасной с т. зр. Совета по делам религий и бывшей своего рода «черным списком».
В 1988 г. в Саратовской епархии при активном участии П. широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Церковные торжества проходили в Саратове с 25 по 26 июня и в Волгограде со 2 по 3 июля. По благословению П. стали совершаться первые паломнические поездки клириков епархии на Афон и на Св. землю. Во 2-й пол. 80-х гг. П. проводил большую работу по нормализации и активизации церковной жизни. Основную часть этой деятельности составляли заботы по передаче епархии ранее принадлежавших Церкви храмов и др. недвижимого имущества. Храмы стали возвращать, но в плачевном состоянии. За 1989 г. в епархии было зарегистрировано 18 новых приходов, в некоторых из них храмы находились в аварийном состоянии. За 1990 г. в епархии было зарегистрировано 32 новых прихода, епархия насчитывала уже 82 церкви. В Саратовской епархии впервые в России были открыты тюремный (в ИТК № 33 Саратова (1993)) и военный (в военно-химическом училище Саратова) храмы (последний освящен после кончины П.). В 1991 г. Церкви был возвращен Алексиевский скит на окраине Саратова (1-е после 1918 богослужение в нем состоялось на Пасху 1992 г.), к-рый по инициативе П. возрождался как жен. монашеская обитель (с 1997 саратовский во имя святителя Алексия, митрополита Московского, женский монастырь). С 1991 г. в храмах епархии начали работу воскресные школы. К кон. 1993 г. действовало 8 школ, в к-рых обучалось 450 учащихся. 25 сент. 1992 г. в Саратове возобновилась деятельность ДС. Первым ее ректором стал прот. Н. Агафонов. Была начата работа по сбору материалов о духовенстве и мирянах, невинно пострадавших в годы массовых политических репрессий. По благословению П. 30 окт. 1991 г. на пл. Революции (ныне Театральная) Саратова прот. Н. Агафонов и протодиак. В. Султанов отслужили панихиду по репрессированным в годы советской власти.
В 1989 г. П. стали постоянно приглашать для выступления в учебные заведения, учреждения и на предприятия. Он давал теле- и радиоинтервью, участвовал в круглых столах, в печати выходили интервью архиерея и других духовных лиц епархии. В Волгограде М. Н. Рубцов в окт. 1989 г. организовал детскую духовно-певч. капеллу «Конкордия», основной состав которой сформировался еще до перестройки. Этот коллектив был первой в СССР духовно-певч. школой, в которой изучали рус. хоровую традицию. Идея подготовки певцов была поддержана председателем Российского (до 1991 Советского) фонда культуры акад. Д. С. Лихачёвым, Волоколамским митр. Питиримом (Нечаевым). В 1990 г. издана книга В. Х. Валеева «Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрированный справочник», впервые обобщившая сведения о церковных сооружениях города. В 1991 г. вышел 1-й номер епархиального ж. «Саратовские епархиальные ведомости», в котором в т. ч. начали публиковаться воспоминания П., с 1992 г. стала выходить епархиальная газ. «Православная вера».
Определением Синода РПЦ от 31 янв. 1991 г. и постановлением патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) в связи с увеличением количества приходов (в Саратовской и Волгоградской областях был 101 храм) была возрождена Волгоградская епархия. Управление Саратовской епархией в пределах Саратовской обл. было поручено П. с изменением титула на «Саратовский и Вольский».
На протяжении почти 29 лет управления Саратовской епархией П. активно обустраивал ее церковную жизнь, неустанно проповедовал, назидал духовным советом, шел на контакт со всеми, если это могло принести пользу Церкви. За время его служения в Саратовской епархии он совершил 328 пресвитерских и диаконских хиротоний. Многие отмечали любовь архиерея к богослужению, доброту и сострадательность владыки. Исключительный дар общения позволял ему находить нужные слова в беседах с разными людьми, церковными и совершенно далекими от Церкви, и помогать им находить путь к Церкви, путь к Богу. Свободное время П. посвящал искусству: классической музыке и русской литературе, богословским трудам, переписке и встречам с близкими людьми. Обаяние П., его открытость, искренность, безукоризненный нравственный образ и достоинство благовестника Христова привлекали к нему людей различных профессий, в т. ч. известных писателей, деятелей искусства. 2 мая 1970 г. П. в своей домовой церкви совершил венчание М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской, на следующий день супруги присутствовали на литургии и причастились. Как большой знаток и ценитель классической музыки, по приглашению министра культуры присутствовал с 4 по 7 июля 1990 г. в качестве почетного гостя на Конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве. Многие пользовались богатейшей (ок. 3500 экз.) б-кой П., содержавшей редчайшие богословские издания. Незадолго до кончины 402 книги он передал в б-ку ДС.
П. был награжден орденами равноап. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1988) степени, прп. Сергия Радонежского 2-й (1983) и 1-й (1988) степени, св. кн. Даниила Московского 2-й (1990) и 1-й (1993) степени, ап. Марка (Александрийская Православная Церковь), первоверховных апостолов Петра и Павла 1-й и 2-й степени (Антиохийская Православная Церковь), «Неопалимая Купина» (Синайская архиепископия); также был награжден Патриаршими крестами от патриарха Болгарского Кирилла (Маркова) и патриарха Румынского Юстиниана (Марина).
12 дек. 1993 г. Волгоградский архиеп. Герман (Тимофеев; ныне митрополит) при большом стечении саратовской паствы совершил отпевание П. Погребен у алтарной апсиды Свято-Троицкого собора Саратова.
С 2003 г. по инициативе Саратовского и Вольского митр. Лонгина (Корчагина) стали проводиться ежегодные Межрегиональные Пименовские чтения, послужившие продолжением трудов П. по налаживанию контактов Церкви с представителями научного сообщества и творческой интеллигенции.